понедельник, 30 августа 2010 г.

Zoot Suiters. Бунтари 1943-го

Mr. Zoot
Сам по себе зут сьют больше напоминал здоровый костюм, нежели гениальную задумку портного, - приталенный с подбитыми плечами пиджак почти до колен, мешковидные брюки, зауженные к стопе и широкополая шляпа. Так же неотъемлемыми деталями костюма были длинная цепочка от часов, перо для шляпы и спектаторы(1). 
 
Cab Calloway
В 30-е костюм строго ассоциировали с молодежью из рабочего класса афроамериканцев, филиппинцев и парнями испанского происхождения. Одной из причин его популярности среди молодежи было ассоциирование костюма с черными музыкантами. Само слово «Зут» в джазе означало что-то неординарное и экстравагантное.

Была и другая причина – это был своего рода протест бедного и находившегося под постоянным давлением дискриминации общества. Во время Второй мировой на костюм остро реагировали из-за небережливого и пустого использования ткани, когда каждый патрон и пара рук были на счету. В конце-концов это привело к очередному ряду конфликтов на расовой почве, известными как Зут сьют бунт.

Убийство Сонливой Лагуны и Зут Сьют Риот

После нападения Японии на Перл Харбор западное побережье и Калифорния, в частности, стали местом дислокации американских вооруженных сил: морской пехоты, солдат и большого количества персонала для обслуживания военных.

В до- и послевоенный период Америка была известна своими расовыми конфликтами. Расовая дискриминация постигла не только афроамериканцев, но людей латинского и азиатского происхождения. То, что зут сьют стал объектом гордости и протеста «цветного» населения, лишь подливало жару в обстановке. Правда последнее больше переняла латиноамериканская община. Зут был чем-то на подобие идентификатора в обществе.

Также с началом войны существенно вырос уровень преступности, что не могло не привлечь внимания общественности к так называемым бандам Пачуко – мексиканцам, родившимся или выросшим в США. У них был собственный диалект – Кало или Пачуко, и собственный стиль. Они организовывались в банды и часто встревали в драку с друг другом, что привело к массовым публикациям о мексиканских бандах в прессе. Это повлекло за собой регулярные стычки с военными, в 42-м году потасовки достигли своего пика: массовое избиение латиноамериканцев перед Арагонским бальным залом, портовые драки и конфликт, в котором пострадал матрос Джо Дейси Коулман. Хотя те же самые банды, в какой-то мере, организовывались для защиты своих кварталов, которую не обеспечивала полиция.

2 августа 1942 года в больнице умер от физических увечий Хосе Диас. По словам очевидцев, он пострадал в одной из драк между пачуко. В ходе расследование его смерти власти арестовали порядка 600 латиноамериканцев и 17 из них были осуждены на разные сроки от полугода до пожизненного. Вся эта кампания стала политическим фарсом. В последующие годы мексиканская община создала Гражданский комитет по защите мексиканской молодежи американского происхождения, была написана петиция в суд. Через два года состоялась апелляция, в ходе которой все 17 заключенных были признаны невиновными из-за отсутствия доказательств.

31 мая 1943 года 12 матросов встряли в драку с пачуко, в следствии которой Коулмана тяжело ранили. Через несколько дней толпа из приблизительно 50 матросов отправилась в мексиканские районы «мстить» за своего товарища – это и стало началом Зут Сьют Бунта. Беспорядки продлились почти неделю, и в ней приняло участие порядка пяти тысяч военных. 8-го июня власти сделали Лос Анджелес закрытой территорией для военных.

Также немаловажно отметить, что зутерами преимущественно были подростки 14-18 лет. Во время бунта, раздевать догола зут сьюетеров стало чем-то наподобие ритуала. Группы военных организовывали засады на подростков, раздевали их, избивали и бросали беспомощными посреди улиц. Был прецедент, когда группа пьяных военных заметила, как в один кинозал зашли двое зут сьютеров, они перевернули весь зал в их поиске; посреди показа фильма вытащили их на сцену перед экраном, раздели и помочились на костюмы. Эти моменты пресса опускала, кроме случая когда Лос Анджелес Таймс описала процесс поимки зутера, которые за дни до бунта грозились убивать каждого полицейского которого они встретят. Пресса осторожно и внимательно действовала в рамках либерализма США.

«Поисковые группы военных, матросов и морской пехоты вылавливали и загоняли их как охотничьи собаки перепелок. Процедура была простая: схватить зутера, снять с него штаны, халат и разорвать их и спалить. И состричь прическу «Аргентинский дактеил», которая шла в комплекте с сумасшедшим костюмом.»(2)

Не так часто в прессе появлялись заголовки о женских бандах.

Подобные мелкие столкновения встречались и в других больших городах Америки, но никакого внимания, как к расовому бунту, прецедентам не уделяли. Случаями, когда зутер кидал зажженные газовые баллоны в театр или был арестован с серебряным томагавком, пользовались исключительно на спекулятивной основе. Через три недели после Зут Сьют Риота Детройт охватили беспорядки, в которых пострадало около 600 человек, 34 погибли и почти две тысячи были арестованы.

Для многих пачуко этот прецедент стал чем то особенным, кто то чувствовал себя королем и защитником улиц, кто то лишь убедился в том, что они аутсайдеры в этом обществе.

Невидимые

Были большие опасения, что беспорядки в Лос Анджелесе могут повлечь за собой ухудшение отношений с Мексикой. Возможные негативные последствия были вынесены на государственный уровень, они могли очень негативно сказаться на экономике всей Калифорнии. Губернатор штата Уоррен приказал провести комплексное расследование, подозрения в причине бунта доходили вплоть до фашистской провокации и возможности последними финансирования бунтарей.

11-го июня 1943 в Лос Анджелес Таймс появилась статья, которая ссылала все на внешнего врага и отрицала даже мелкий намек на расизм. Через месяц в газете Кризис вышла диаметрально противоположная статья:

«Никакая провокация не могла повлечь за собой такие беспорядки, если бы общество,  большинство офицеров и людей при власти не считало, что Негры должны оставаться гражданами второго класса.»(3)

Мексиканский актер Тин Тан. 1945
Еще одним опасением была растущая популярность зут сьюта. В 44-м одна пара танцевала в зуте на балу в Лондоне. К 48-му костюм уже перешел из ряда одежды для рабочего класса, в ряд костюмов для белых людей среднего достатка.

История зут сьют бунта была раздута политиками, но никаких выводов сделано не было и в последующие годы очередные бунты охватили Америку. Уже тем же летом всполохнули беспорядки в Харлеме и Детройте. А зут сьют твердо закрепил свое место в истории Америки.

В 1994 на выставке «Уличный стиль, от тротуара до подиума, от 1940 до Завтра» в Музее Виктории и Альберт представили реплику зут сьюта, выполненную Крисом Руокко.

Несмотря на то что костюм носило относительно малое количество людей, он занял свое место в истории моды и культуры. В глазах многих людей он вызывал какие-то смешанные и непонятные чувства.

«А что на счет тех парней, которые смиренно и молча стоят на платформе, такие смиренные и молчаливые они врываются в толпу своей неподвижностью, так гулко всей своей тишиной; жесткими как вой террора во всем своем молчании? Что на счет этих трех парней, идущих вдоль платформы, высоких и стройных, легкой свинговой походкой в своих отутюженных, слишком-жарких-для-лета костюмах, с высокими жесткими воротниками у шеи, в черных, дешевых и одинаковых шляпах, которые сидят на их зализанных прическах как короны? Как будто я никогда не видел похожих на них: с медленной походкой, размашистыми плечами, их ноги раскачивались от бедра в штанах, которые раздувались как воздушный шар до плотной посадки у лодыжек; плечи их длинных, до бедра, пиджаков были слишком широкими для типичных западных мужчин. А тела этих парней напоминали, - как же мне сказал мой учитель? – «Ты как одна из тех африканских скульптур, перекошенная в своем дизайне». Но что это за дизайн и чей?»(4)

Харлем

Несмотря на ассоциацию зут сьюта со свингом, некоторые вещи свидетельствуют о том, что он был не настолько популярен среди мирного населения, а именно танцоров. Возможно более взрослого населения.

Также были и отличия в фасоне пачуко и зутерами Харлема. Латиноамериканцы отдавали предпочтения темным и более сдержанным цветам, когда среди афроамериканцев встречались и яркие цвета. Пачуко уделяли больше внимания фасону и ткани костюма, нежели цвету. Но бесспорно что оба эти стиля влияли друг на друга.

В своей автобиографии, Малькольм Икс, упоминает, что важнее была сама кройка костюма, качество ткани было на втором месте. Один из его костюмов был акулье-серого цвета, другой небесно голубого.

Из интервью Френки Меннинга «Лови этот Свинг» 1999 года:

«Логан ЮТ: Френки, когда заходит речь о свинговой одежде, часто внимание уделяют зут сьюту и двухтонной обуви. Что вы и другие одевали в 20-30-е, когда шли на танцы? Были ли у всех двухцветные туфли?

Френки: в 20-30-е нам приходилось носить то, что было. Это были года депрессии. У меня было только два костюма, и ни один из них не был зутом. Мы всегда носили рубашки и галстуки. Мы всегда одевались соответствующим образом. Это была мода, и все носили это. Юная леди отдала бы предпочтение тому, кто был одет более строго, подтянуто. Разве что она знает тебя, но если ты неопрятно одет – она не будет с тобой танцевать. Это так как было. Если ты выглядел более прилично – люди больше тебя уважали. Не у всех были двухтонные туфли. Были белые и коричневые туфли. Теперь у нас есть танцевальная обувь, обувь для любого события. У них есть деньги, что бы купить их, тогда у нас не было. Носите что угодно, в чем вам удобно.»(5)

Далеко не все положительно относились к зутерам, «они приходили и забирали наших девчонок». Зут сьюты носили сутенеры. Сам Малькольм Икс был вовлечен в сутенерство и торговлю наркотиками до своей активистской деятельности по защите прав человека.


Сегодня зут сьют можно найти любого покроя, цвета и с любыми аксессуарами. До сих пор многие воспринимают его как символ бунтарства 40-х, и если автор этой статьи не соврет – он все еще запрещен для ношения в штате Калифорния.

Хронология событий (6)

1876 – в Лос Анджелесе закончено строительство трансконтинентальной железной дороги. Это событие открывает новый этап в историй Южной Калифорнии.
1900-ые – в Лос Анджелесе начинается существенный рост населения. Со ста тысяч населения отметка достигает полутора миллиона к 40му году.
1910-1920 – Мексику накрывает волна революции. Тысячи беженцев переселяются в Калифорнию.
1920-ые – начинается сильная сегментация населения. Ку-клукс-клан получает сильную поддержку белого населения.
1930-ые – многие американцы с востока под влиянием засухи(7) переселяются в отделенные районы Лос Анджелеса. Белое население рабочего класса начинает создавать семьи с мексиканскими гражданами. Многие афроамериканцы поселяются на Централ Авеню. Лос Анджелес стает Меккой для многих джазовых музыкантов и молодежи.
1940-ые – мексиканское население Лос Анджелеса составляет приблизительно 250 тысяч.
9 декабря 1941 – японская авиация атакует Перл Харбор.
19 февраля 1942 – американские военные начинают выполнять Приказ Президента 9066. Все японские меньшинства и американцы японского происхождения выселяются с западного побережья.
12 июня – застрелен 19-и летний Френк Торрес. Пресса начинает активно следить и публиковать статьи про мексиканские подростковые банды.
1 августа – возле лагуны на ранчо Вильямса происходит драка между двумя группами пачуко.
2 августа – утром найден Хосе Диас в бессознательном состоянии. Позже он умирает в больнице. Начинается расследование, в следствии которого задержано около 600 латиноамериканцев.
13 октября - начинается судебное дело «Сонливой Лагуны» по обвинению 17 человек в убийстве Хосе Диаса.
Декабрь – публикация таблоида Сенсейшн Клемма Пиплса про мексиканские банды расходится тиражом в 10 тысяч.
31 декабря – по словам полицейского, некий пачуко застрелил полицейского возле кафе на Норс Меин Стрит. Начинаются постоянные стычки между военными и цивильными приблизительно раз в неделю.
12 января 1943 – 5 человек из 17 признаны виновными в нападении и осуждены сроком от 6 месяцев до года. 9 признаны виновными в убийстве 2-й степени и осуждены сроком от 5 лет до пожизненного заключения. 3 признаны виновными в убийстве первой степени – пожизненное заключение. Все жюри состояло из белых.
Весна – стычки между военными и мексиканцами достигают 2-3 в день.
Май – Венецианский мятеж. На выходе из Арагонского бального зала появляется толпа из приблизительно 500 моряков и цивильных под предлогом того, что кто-то подрезал моряка, атакует всех латиноамериканцев. Драки продолжались до 2:00. Полиция арестовывает всех латиноамериканцев «для их же безопасности».
31 мая – 12 моряков и солдат встревают в драку с мексиканцами. Матрос второго класса Джо Дейси Коулман тяжело ранен.
3 июня – приблизительно 50 вооруженных моряков отправляются в мексиканские районы. Они нападают на всех, кто одет в зут сьют. Этот день ознаменовал начало Зут Сьют Риота, который продлился неделю.
4 июня – военнослужащие организовывают рейды на мексиканские районы. Они начинают атаковать всех подряд. Моряки нанимают 20 такси для поиска зут сьютеров.
5 июня – нападения на всех, похожих на пачуко, парней продолжаются. Совершены несколько нападений на музыкальные группы. Представители мексиканской общины встречаются с властями и просят их повлиять на губернатора Ерла Уоррена, что бы создать комиссию по расследованию происшествий.
6 июня – бунт разрастается и охватывает восточную часть Лос Анджелеса. Создан комитет МакГакина. Джозеф МакГакин обвиняет прессу в нагнетании обстановки и полицию в преувеличении своих полномочий.
7 июня – пик беспорядков. Моряки и военные начинают съезжаться со всех округ от самого Сан Диего. Таксисты бесплатно предлагают возить военнослужащих к местам происшествий. В беспорядках приняло участие около 5000 военных. Бунт охватывает район Ваттс афроамериканского населения.
8 июня – власти берут под контроль ситуацию. Лос Анджелес объявлен запретной территорией для всех солдат, моряков и морских пехотинцев. Береговой охране приказано арестовывать всех, кто нарушит запрет. Городской совет принимает резолюцию, по которой ношение зут сьюта наказуемо арестом до 50 дней.
9 июня – мелкие столкновения продолжаются, но не с такой регулярностью.
18 июня – редакция Лос Анджелес Таймс остро отреагировала на заявление Елеанор Рузвельт, что бунт произошел на расовой почве.
Ноябрь – Бен Марголис Младший, представитель обвиненных по делу Сонливой Лагуны, подает 508-и страничную апелляцию Апелляционному суду Секонд Дистрикт.
4 ноября – Гражданский комитет по защите мексиканской молодежи американского происхождения переименован в Защитный комитет Сонливой Лагуны.
15 мая 1944 – начинается апелляция по делу Сонливой Лагуны.
Июнь – Защитный комитет Сонливой Лагуны продает «Тайну Сонливой Лагуны» Гая Эндора для поднятия капитала. За три месяца продано 25000 экземпляров.
18 августа – Мани Делгадо, первый подсудимый в деле Сонливой Лагуны, досрочно выпущен из тюрьмы, он идет работать в комитет.
2 октября – Апелляционный суд Секонд Дистрикт опровергает приговоры по делу Сонливой Лагуны из-за недостатка улик. Судья Клемент Ней закрывает дело. Все подсудимые после двух лет заключения отпущены на свободу.(8)
1 января 1945 – Защитный комитет Сонливой Лагуны официально расформирован.

До сих пор в деле остаются невыясненные события и нестыковки в некоторых событиях и фактах. Некоторые приведенные даты могут не соответствовать действительности.

1) Спектаторы(eng. - spectator shoes) - двухцветные туфли, преимущественно белого цвета с черными или коричневыми носками и пятками.
2) С.Менефи Назначение США. Нью Йорк 1943 ст. 189
3) "Бунты" Кризис. Июль 1943 ст. 199
4) Ральф Эллисон. Невидимка.1947 ст. 380
5) Вопросы и ответы с Френки Меннингом. 1999 http://discuss.washingtonpost.com/zforum/99/music990126.htm
6) Американский опыт: http://www.pbs.org/wgbh/amex/zoot/eng_timeline/index.html . Частичные данные из других источников.
7) Явление получившее название Песчаная чаша (Dust Bowl). В 30-е на востоке Америки постоянно появлялись песчаные бури, которые нанесли сильный урон экологии и агропромышленному комплексу. Это произошло из-за неправильного использования земли фермерами.
8) По другим данным дело было закрыто 23 октября: http://www.chicano.ucla.edu/center/events/Sleepy_Lagoon/SleepyLagoon.htm

Публикации и ресурсы:

Комментариев нет:

Отправить комментарий